Дата и время Sitemap
Ru | En
A A A

Вестник Технологии Судостроения 11'2003


СОДЕРЖАНИЕ

Горбач В. Д. Обращение к участникам конференции

КОНФЕРЕНЦИЯ «КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И СУДОСТРОЕНИЕ»

Бузаков А. С. Актуальные задачи повышения эффективности деятельности судостроительного предприятия в современных условиях В материале дается анализ российского и мирового рынков гражданского судостроения. 
Говорится о том, как ФГУП «Адмиралтейские верфи» решает одну из основных проблем — выбор сегмента рынка, на котором целесообразно концентрировать усилия.

Кормилицин Ю. Н., Баранов А. И. Подводные лодки XI века 
В материале проводится анализ задач, стоящих перед создателями ПЛ IV поколения, и приводятся данные ПЛ «Лада» и «Амур 1650» как пилотных проектов.

Шуляковский О. Б. Современные особенности внедрения наукоемких технологий в отечественном судостроении 
На примере ОАО «Балтийский судостроительный завод» рассматриваются пути внедрения наукоемких технологий в судостроении. О проблемах, с которыми пришлось столкнуться на этом пути, и их решении.

Яшенькин Л. Н. Перспективы развития военного кораблестроения: экспорт и государственный заказ 
Материал посвящен анализу военного кораблестроения, рассмотрению особенностей современного мирового рынка НК и ПЛ. Доли экспортных и внутренних заказов на предприятия отрасли.

Шляхтенко А. В. Проектные аспекты создания и направления развития малых высокоскоростных боевых кораблей и катеров 
В материале подробно рассматривается опыт и особенности создания малых высокоскоростных кораблей и боевых катеров, обращается внимание на проблемы их проектирования. Уделено внимание и зарубежным строителям высокоскоростных кораблей, их достижениям и прогнозам на ближайшее будущее.

Максименко О. Г. Актуальные проблемы реструктуризации ФГУП ПО «Севмашпредприятие» в условиях сокращения госзаказа 
Материал посвящен работам ФГУП ПО «Севмашпредприятие» в условиях сокращения госзаказа, о проблемах, которые встали перед коллективом предприятия, и о пути их преодоления. О том как удалось сократить кадровый и технический потенциал предприятия.

Томилин С. А. Выбор предпочтительного варианта регулируемого электрического привода в составе корабельной электроэнергетической системы 
Рассматривается актуальная задача: разработка и внедрение на промышленные объекты и автономные системы высокоэкономичного, надежного и достаточно простого ЭПр с требуемой глубиной регулирования. Предлагается методика, позволяющая осуществить выбор наиболее предпочтительного варианта регулируемого ЭПр в состав КЭС.

Карзов Г. П., Филимонов Г. Н., Цуканов В. В., Яновский Г. В., Быковский Н. Г., Потапов В. В., Круглов Б. А. Материаловедческие аспекты совершенствования стали для корпусов корабельных и судовых АЭУ. 
Новая методика обнаружения трещин в металле гребных валов и других изделий в процессе их эксплуатации без нарушения целостности и защитной способности гидроизолирующих покрытий Материал рассказывает о новой методике обнаружения трещин в металле гребных валов, основным достоинством которой является возможность освидетельствования состояния гребных валов неразрушающими методами контроля, позволяющими обнаружить трещину на металлической поверхности вала без удаления защитных стеклопластиковых покрытий.

Майоров А. Л. Трудовые затраты на этапах промышленной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с энергетическими установками на органическом топливе 
В статье рассмотрены и проанализированы этапы организации промышленной утилизации АПЛ и НК. Даются примеры расчета трудоемкости на этапе ликвидации пусковых установок баллистистических ракет, таблица удельной трудоемкости этапов разделки надводных кораблей.

Клопов А. Е. Идентификация изделий и технологий в экспортном контроле 
Автором предложен метод идентификации, который служит основой создания баз данных идентификации изделий судового комплектующего оборудования и технологий их изготовления на принадлежность контрольным спискам экспортного контроля, что повышает эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий судостроения.

Пашкевич И. А. Состояние и тенденции развития отечественного судового машиностроения

КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Артамонов Е. А. Прочностные и адгезионные свойства эпоксидного клея, наполненного эластичным компонентом 
В докладе представлены результаты исследований двух типов резиновой крошки, использующихся в качестве наполнителя в клеевой композиции на основе эпоксидной шпатлевки марки ЭП-0010. Резиновая крошка типа 1 представляет собой резиновый шлиф, полученный путем механической обработки вулканизованной резины на основе БНК, содержащего после полимеризации парафинатный эмульгатор, а резиновая крошка типа 2 — на основе БНК, содержащего после полимеризации алкилсульфонатный эмульгатор. Применение вышеуказанных наполнителей к данному полимеру повышает прочность связи при отрыве клеевого соединения металла с металлом после воздействия эксплуатационных факторов и улучшает технологические свойства клея. Более того, использование двух типов резиновой крошки в эпоксидной клеевой композиции обеспечивает высокую прочность крепления модифицированной резины с металлом, т. к. характер разрушения клеевых соединений является когезионным (по резине).

Матвеев С. А. Возможности конечно-элементных пакетов при решении технологических задач обработки металлов давлением 
Приведен краткий обзор возможностей конечно-элементных пакетов явной и неявной схемы интегрирования по времени для решения технологических задач обработки металлов давлением. На примерах решения конкретных задач показана возможность применения конечно-элементных комплексов для моделирования.

Платов М. А. Опыт применения CAD/CAM/CAE системы СATIA V5 для задач проектирования и технологического описания элементов судовых конструкций 
О перспективах развития CAD/CAM/CAE системы CATIA 5, о работах по организации двухуровневого комплекса с использованием систем CATIA в ЦНИИТС.

Тараканов В. Ю. Система автоматизированного проектирования технологических процессов в опытном производстве КБ «Армас» на базе программного комплекса «Автопроект» 
О достоинствах «Автопроекта» и об опыте эксплуатации его в опытном производстве КБ «Армас», за время которой было создано около 200 технологических процессов, разработаны маршрутные карты, карты раскрытия изделия и ведомость детальных норм расхода на сборочную единицу.

Губанова Е. В., Яник И. А. Обеспечение звукоизоляци и обитаемых помещений судов и кораблей с помощью модульных элементов обстройки 
В последние годы в судостроении получили широкое применение композитные конструкции, сочетающие в себе как металлические элементы, так и изоляционные материалы. Сформированные из них модульные системы обстройки обитаемых помещений судов и кораблей обеспечивают высокую технологичность работ, позволяют снизить трудоемкость, существенно улучшают звукоизоляцию. Использование современных модульных систем обеспечивает соблюдение международных стандартов по обитаемости. В настоящее время за рубежом разработаны и применяются бескаркасные модульные системы. Мировыми лидерами в этой области являются фирмы INEXA (Швеция и Дания) и NORAC (Норвегия). В отечественном судостроении также созданы подобные системы, такие как система «Росун», разработанная в ЦНИИТС и внедренная в производство на Балтийском заводе и Адмиралтейских верфях. В докладе приведены требования нормативных документов, результаты испытаний модульных систем М-100, «Росун», INEXA (Швеция и Дания). Приведены индексы звукоизоляции панелей ведущих мировых производителей. Проанализированы результаты, сделаны выводы о том, что отечественные модульные системы по целому ряду параметров находятся на уровне мировых систем, уступая им в основном по количеству конструктивных типов, недостаточно отработанным элементом отечественных и зарубежных модульных систем является конструкция дверей.

Штайц В. В. Новый способ определения интегральной герметичности крупногабаритных изделий 
В статье приведен обзор традиционных методов контроля интегральной герметичности, показаны основные их недостатки, описан новый способ контроля, позволяющий определять скорость утечки из высокогерметичных изделий.

Анохина Т. А. Экологическая обстановка на предприятиях отрасли и пути ее улучшения 
ФГУП «ЦНИИТС» с 1999 года проводится сбор, обработка, систематизация и анализ данных о состоянии экологической обстановки на предприятиях и в организациях отрасли: 
• заполненных форм статистической отчетности по охране окружающей среды 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»; 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; 2-ТП (токсичные отходы) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления»; 4-ОС «Сведения о затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природноресурсных платежах»; 
• отчетов о выполнении плана мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов; 
• отчетов о выполнении плана мероприятий по охране воздушного бассейна от загрязнений; 
• пояснительных записок с предложениями по совершенствованию природоохранной деятельности предприятия. Основными источниками загрязнения окружающей среды в судостроительной промышленности являются следующие производства и технологические процессы: 
• термическая и механическая обработка металла; 
• гальваническое производство с применением цианистых соединений; 
• производство ацетилена, кислорода, сжатых газов; 
• окрасочные работы; 
• работа с хлором на станциях обработки воды; 
• зачистные и изолировочные работы; 
• работы по утилизации кораблей и судов. Наиболее значительными по воздействию на окружающую природную среду и человека являются работы по сбору, сортировке и хранению токсичных промышленных отходов, проведение тепловой резки корпусных конструкций, очистные работы, в т. ч. во внутренних объемах (пропаривание и промывка топливных, масляных цистерн и систем, удаление нефтепродуктов и рабочих сред), демонтаж спецпокрытий, изоляции, лакокрасочных материалов и др. В этих условиях происходит воздействие на водный бассейн, атмосферный воздух, создается угроза воздействия на почву. Главной проблемой экологической безопасности в судостроении является обеспечение переработки, хранения и утилизации промышленных токсичных отходов. Отсутствие в ряде районов полигонов по утилизации и обезвреживанию токсичных отходов приводит к образованию на промплощадке предприятий большого количества отходов всех классов опасности. Основными направлениями дальнейших работ по проблеме токсичных промышленных отходов должны быть: 
• оценка существующих и разработка новых технологий по обращению с различными типами отходов от утилизации кораблей; 
• разработка и внедрение экологически чистых технологий и средств технологического оснащения при разделке АПЛ; 
• разработка и внедрение научно-обоснованного мониторинга и др. В статье приводятся данные о состоянии экологической обстановки на предприятиях отрасли в 1999—2001 гг. Анализ проведен на основе форм статотчетности 2-ТП (воздух, водхоз, токсичные отходы). Дана оценка экологической ситуации, предложены мероприятия по улучшению экологической обстановки.

Артамонова Е. А., Архипова Г. З. Вопросы применения герметиков на основе каучука ОРБ в технологии резиновых покрытий 
В докладе рассматривается вопрос о применении уретанового герметика на основе нового низкомолекулярного полиола в технологии резиновых покрытий, который бы являлся альтернативой штатного герметика УГ-2Д на основе каучука СКД-ГТРА. Также представлены результаты исследований физико-механических, адгезионных и технологических свойств герметиков на основе новых полиолов марки ОРБ и его модификации ОРБ-М и их стабильности после воздействия эксплуатационных факторов. Полученные результаты исследования физико-механических свойств показывают, что прочность при разрыве герметика на основе полиола ОРБ-М после отверждения на воздухе в нормальных условиях выше на ~ 20%, а остаточная деформация после разрыва меньше в 2 раза по сравнению с такими же показателями герметика на основе полиола ОРБ. Адгезионные свойства герметиков показывают, что применение полиола ОРБ-М увеличивает прочность связи при отслаивании герметика от резины после выдержки на воздухе в нормальных условиях в течение 14 сут в 1,3 раза, после воздействия морской воды при высокой температуре в течение 10 сут — в 1,8 раза и при дальнейшем воздействие в течение 40 сут — в 3,5 раза по сравнению с таким же показателем герметика на основе полиола ОРБ. Таким образом, герметик на основе ОРБ-М является альтернативой герметика на основе СКД-ГТРА, т. к. он обеспечивает высокие физико-механические показатели герметика, необходимую прочность связи с резиной как после выдержки на воздухе в нормальных условиях, так и после воздействия морской воды, водостойкость и термостабильность, а также обладает необходимыми технологическими свойствами и возможно его применение в технологии герметизации резиновых покрытий.

Тукачев Е. В. Оптимизация процессов утилизации судовых отходов в камерных печах 
Доклад посвящен вопросам выбора схемы обработки судовых отходов и освещает работу по созданию коллективом ЦНИИТС судового инсинератора, отвечающего современным требованиям.

Зеленин М. Н. Расчетная оценка остаточных сварочных деформаций с использованием метода конечных элементов 
В статье дан сравнительный анализ существующих подходов к оценке величины сварочных деформаций, рассмотрены их достоинства, недостатки и область применения. Предложен и описан комбинированный способ расчета ожидаемых сварочных деформаций, основанный на методе конечных элементов, наиболее пригодный для расчета деформаций судовых корпусных конструкций. Приведен пример расчета с применением предложенного метода.

Нагаев О. П. Вопросы бесконтактного ультразвукового измерения толщины сырого слоя лакокрасочных материалов, содержащих летучие растворители 
Статья посвящена обзору дистанционных методов измерения толщины сырого слоя лакокрасочных покрытий. Проведен анализ факторов влияния на процесс измерения. Сравнительный анализ методов измерения показывает, что предпочтительным является акустический метод измерения толщины сырого слоя лакокрасочных покрытий.

Березовский А. В. Нетрадиционные технологии получения электроэнергии 
Гигантские темпы потребления невозобновляемых энергоресурсов по относительно низкой оценке, которая не отражает реальные совокупные затраты общества, по существу означают жизнь взаймы, кредит у будущих поколений, которым не будет доступна энергия по такой низкой цене. Существует ряд других аспектов, а именно: 
— запасы ископаемых топлив на планете распространены очень неравномерно. В ряде стран их практически нет, и для них найти местные источники энергии 
— значит обеспечить свою энергетическую безопасность; 
— использование органического топлива наносит невосполнимый ущерб окружающей среде; 
— неопределенность в определении реальной стоимости атомной электроэнергии (реальные цены в атомной энергетике будут определены после того, как будут решены вопросы безопасности АЭС и ядерных технологий по получению топлива и захоронению отходов, разработаны принципы обращения с оборудованием, зданиями и сооружениями АЭС). Подходящей альтернативой органическому топливу являются нетрадиционные возобновляемые источники энергии (НВИЭ). К ним относятся солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергия, биомассы, малых рек, приливов, волновая, энергия океана.